Адаптация

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

"Детский сад № 457 г. Челябинска"

Адаптация

 

Адаптация ребенка в детском саду

Ваш малыш совсем скоро впервые пойдет в детский сад. Конечно, вы очень волнуетесь, как он отреагирует на перемены в его жизни, понравится ли ему в саду, быстро ли он привыкнет. Вы представляете массу проблем и пытаетесь их разрешить в своем воображении.

Нужно создавать положительный настрой ребенку, когда он идет в садик. Нельзя ни в коем случае при ребенке обсуждать в негативных интонациях дошкольное учреждение, воспитателей и все то, что этого касается.

Адаптация ребенка к детскому саду – это сложный, длительный и очень важный процесс. Дело в том, что от его результатов будет зависеть то настроение и самочувствие, с которым малыш будет ходить все последующие годы в дошкольное учреждение.

Понятие «адаптация» подразумевает приспособление к новым условиям проживания и соблюдение основных правил, которые имеются в новой среде.

Для выделения основных параметров нужно для начала определиться с тем, что ребенка могут отдать в дошкольное учреждение в разном возрасте.

Кто-то идет сначала в ясельную группу, а кого-то родители приводят только в четыре года. Но, не взирая на возрастные особенности, адаптация детей к условиям доу протекает с одинаковыми сложностями и проблемами.

Как же можно понять то, что ребенок уже привык к новым условиям и посещает садик с удовольствием?

Во-первых, он спокойно идет в доу. Допустимы небольшие капризы в поведении ребенка и желание утром поспать. Но, в целом, проблем с тем, что его нужно нести в детский сад, а тот сопротивляется с истерикой, нет.

Во-вторых, ребенок соблюдает и принимает режим дня, который принят в группе. Он хорошо кушает и засыпает во время тихого часа. Более того, помогает воспитателям и нянечкам убирать со стола, застилать кровати, раздавать и складывать игрушки.

В-третьих, у ребенка в группе появляются друзья, с которым он находит совместные занятия. Свободно общается со всеми взрослыми и никого не сторонится. Он активен, спокоен, готов к сотрудничеству с воспитателями и игре с детьми.

В-четвертых, малыш рассказывает родителям о садике в положительных тонах.

Но, нужно иметь в виду, что адаптация детей дошкольного возраста к доу – это длительный процесс.
Основные этапы

Начальный (подготовительный) этап. Рекомендуется начинать приводить ребенка в садик в летний период, а не начинать с сентября. Основной задачей его является то, чтобы он понял, что вскоре у него появятся новые условия и новое место, где будет проводить много времени.

Начинать этот этап нужно с того, чтобы оставлять малыша сначала минут на двадцать, потом на тридцать, далее увеличивая временной диапазон.

Но, имейте в виду, что основные усилия, чтобы адаптация ребенка к детскому саду прошла успешно, нужны совместные, родителей и сотрудников доу.

Семья должна обеспечить то, чтобы малыш умел:
Ходить в туалет на горшок. Недопустимо приводить ребенка в группу в подгузниках, если ему исполнилось уже два года.
Кушать и пить самостоятельно, держа ложку и стаканы.
Иметь начальные навыки в том, чтобы одеваться и обуваться.
Заниматься самостоятельно с игрушками хотя бы некоторое время.

Воспитатели должны сыграть очень важную роль в том, чтобы адаптация детей к условиям доу прошла успешно. Им нужно создать благоприятный и доброжелательный микроклимат в группе.

Взрослые должны понять следующее: ребенок, которого поместили в новые для него условия с чужими людьми, чувствует себя абсолютно беспомощным и одиноким. Поэтому, его капризы, страхи и желание остаться дома – это нормальная реакция неокрепшей психики, которой только предстоит адаптироваться к посещению группы.

Второй (основной) этап это уже не столько адаптационный период, сколько формирующий.

Ребенка рекомендуется уже начинать приводить на половину дня, забирая только после обеда, перед дневным сном.

Основной задачей является то, чтобы создать позитивный образ воспитателя и доброжелательную обстановку в группе. Взрослый же должен постараться найти подход к каждому ребенку, чтобы тот стал доверять «второй маме», обращаясь к ней за помощью и испытывая ощущение психической и физической защиты.

Начало заключительного этапа в процессе адаптации констатируется тогда, когда ребенка можно оставлять в детском саду на целый день. Поведение его начинает меняться:
нормализуется аппетит, самочувствие и настроение;
в последнюю очередь исчезают проблемы со сном.

Но, данные этапы – это идеальная картина привыкания психики человека к новым условиям. В реальности же адаптация детей дошкольного возраста к саду может быть различной по степени тяжести.
Классификация по степени тяжести

Легкая степень адаптации обычно захватывает период до одного месяца, а основные негативные симптомы исчезают в течение первых двух недель.

Основные показатели:
нарушение сна и аппетита (в норме — на десять дней);
наличие неадекватных эмоциональных реакций (агрессия, замкнутость, капризы, истерики);
можно наблюдать изменения в игровой, ориентировочной и речевой активности (в норме исчезают через месяц);
характер общения с окружающими и особенности игровой деятельности практически не изменяются.

Средняя степень адаптации характеризуется тем, что все перечисленные выше нарушения выражены более длительно:
аппетит и сон восстанавливаются только через полтора месяца;
эмоциональное состояние и ориентировочная деятельность — только через шестьдесят дней;
двигательная и речевая активность становятся обычной в течение года.

Помимо этого, ребенок начинает часто болеть. Как правило, диагнозы у всех одинаковые: ОРВИ, ОРЗ, бронхит, ротовирусная и кишечные инфекции.

Но, не происходит изменений в характере взаимоотношений с детьми и взрослыми.

Тяжелая степень адаптации длится в течение полугода. Причем, такие дети, впервые попав в детский сад, сразу же воспринимают это событие, как стресс. Поэтому можно наблюдать грубые нарушения реакций и активности ребенка.

Основные симптомы:
значительное снижение аппетита (при носильном кормлении может начаться рвота);
резкое нарушение сна;
отсутствие игровой деятельности и общения с другими детьми;
желание побыть одному и наличие подавленного состояния;
возможны агрессивные вспышки;
нежелание принимать режим дня.

Помимо этого, ребенок начинает постоянно болеть одними и теми же заболеваниями.

Очень тяжелая степень может длиться до года и более.

Имеется ряд детей, которые все время, посещая доу, находятся в состоянии дезадаптации. Как же протекает очень тяжелая адаптация ребенка к детскому саду? Как правило, те симптомы, которыми характеризуется третья стадия, не исчезают. Ребенок постоянно находится в состоянии стресса.

Родителям стоит задуматься о том, чтобы воспитывать своего ребенка в домашних условиях, потому что он не «детсадовский». Игнорирование этого факта может привести к серьезным изменениям для психики и здоровья ребенка.

Адаптация детей дошкольного возраста к саду – процесс сложный. Хорошим родителям нужно учитывать, что ответственность за его протекание лежит также и на них.

Кому адаптироваться легче?
Детям, чьи родители готовили их к посещению сада заранее, за несколько месяцев до этого события. Эта подготовка могла заключаться в том, что родители читали сказочные истории о посещении садика, играли «в садик» с игрушками, гуляли возле садика или на его территории, рассказывая малышу, что ему предстоит туда ходить. Если родители использовали возможность и познакомили ребенка с воспитателями заранее, то малышу будет значительно легче (особенно, если он не просто видел эту «тетю» несколько минут, а смог пообщаться с ней и пройти в группу, пока мама была рядом).
Детям, физически здоровым, т.е. не имеющим ни хронических заболеваний, ни предрасположенности к частым простудным заболеваниям. В адаптационный период все силы организма напряжены, и когда можно направить их на привыкание к новому, не тратя еще и на борьбу с болезнью, это хороший «старт».
Детям, имеющим навыки самостоятельности. Это одевание (хотя бы в небольшом объеме), «горшечный» этикет, самостоятельное принятие пищи. Если ребенок это все умеет, он не тратит силы на то, чтобы срочно этому учиться, а пользуется уже сложившимися навыками.
Детям, чей режим близок к режиму сада. За месяц до посещения сада родители должны начать приводить режим ребенка к тому, какой его ждет в саду. Детям, чей рацион питания приближен к садовскому. Если ребенок видит на тарелке более-менее привычную пищу, он быстрее начинает кушать в саду, а еда и питье – это залог более уравновешенного состояния. Основу рациона составляют каши, творожные запеканки и сырники, омлет, различные котлеты (мясные, куриные и рыбные), тушеные овощи и, конечно, супы.

 Трудно приходится детям, у которых не соблюдены одно или несколько условий (чем больше, тем будет сложнее). Особенно трудно малышам, которые воспринимают поход в сад как неожиданность из-за того, что родители не считали нужным разговаривать об этом. Бывают ситуации, когда посещение садика начинается неожиданно по объективным причинам (например, вследствие тяжелой болезни бабушки, которая до этого ухаживала за ребенком дома). И, как ни странно, часто трудно бывает тем детям, чьи мамы (или другие родственники) работают в саду.

 

 

Дата последнего обновления страницы 04.12.2020
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
Версия для слабовидящих
Размер шрифта Шрифт Межсимвольный интервал Межстрочный интервал Цветовая схема Изображения